Close
Остались вопросы?

Как защитить диплом и остаться довольным

Пятый курс. Диплом. Защита. Пожалуй, это самые большие страхи студента, которые лишают сна и покоя. Еще бы, пять лет учиться, чтобы завалить всю учебу на самом финише? Обидно будет. Именно поэтому важно ответственно отнестись к написанию диплома, но еще важнее успешно его защитить.

Отучившись в университете четыре либо пять лет, причем не на самой легкой специальности, многие приходят  выводу, что для получения отличной оценки за диплом вовсе необязательно быть отличником или старостой группы.

Получить вполне заслуженную пятерку могут и троечники, и хорошисты, главное – даже не выучить, а выбрать правильную манеру общения с преподавателями.

Кстати, в этом и заключается первый секрет успешной защиты дипломного проекта. Их насчитывается примерно пять, вот как раз этой теме и собираемся  посвятить статью.

Секрет первый: на одной волне

Давайте вспомним, какие принципы оценивания у преподавателей. Одни, например, любят, когда им поддакивают с умным видом и постоянно задают дополнительные вопросы, демонстрируя тем самым собственную заинтересованность.

Вторые просто обожают слышать от студентов умные слова, причем вовсе неважно, если они будут невпопад, желательно, чтобы по теме. Третьи радуются, как дети, когда у них спрашивают совета и откровенно льстят, якобы восхищаясь выбранной методикой преподавания.

Студент, ты проучился в вузе и просто обязан знать, какая методика оценивания у преподавателей из аттестационной комиссии.

Чтобы угодить каждому, требуется просто занять ту «золотую середину», которая устроит всех проверяющих, и никого не будет раздражать.

Как это сделать? Все говорят, что педагог – это тонкий психолог, но на самом деле психологом может по заслугам назвать себя каждый студент высшего учебного заведения.

А что, думаешь легко жить от сессии до сессии, а на экзаменах варьировать, балансировать, приспосабливаться и адаптироваться?

Это такая школа жизни, после которой каждый выпускник может смело себя считать не только квалифицированным молодым специалистом, но и коммуникабельным человеком, профессиональным психоаналитиком.

Чтобы осуществить задуманное, следует в обязательном порядке посещать консультации руководителя диплома, на которых можно узнать массу полезной для себя информации.

Например, кто будет сидеть в аттестационной комиссии из педагогов, кто какие требования предъявляет, на что при защите обратить внимание, и так далее.

Нюансов масса, и очень важно ни один из них не упустить, чтобы в итоге полученная оценка окончательно не разочаровала и не испортила цвет «корочки».

Секрет второй. Заливать в уши

Лично для меня залогом успеха на защите стала классическая фраза героини Ирины Муравьевой в известной советской мелодраме «Москва слезам не верит», когда она сказала своей подруге: «А ты ляпай, только ляпай уверенно! У них это называется просто эксцентричность».

Вот многие  так и защищают  свой диплом. То есть  всем можно  посоветовать, главное  на защите – не молчать, поскольку затянувшаяся минута молчания рождает в сознании преподавателей массу дополнительных вопросов, на которые студент может просто не знать ответа.

Именно поэтому желательно завалить аттестационную комиссию большим количеством всякой разной информации, а там она уже пусть сама выбирает, какой ответ ей больше по нраву.

«Валить» на защите диплома никто не будет, поскольку это просто не в их интересах, а вот поддержать разговор в минуту молчания преподаватели уж точно решатся.

Вот этого не надо, поскольку такая интеллектуальная беседа может негативно отразиться на итоговой оценке… Идеальным вариантом является продолжение собственного монолога.

Так что подведем итог этого секретного хода: твоя задача на защите – не дать преподавателю вставить свои «пять копеек»,   а четко и уверенно продолжать доклад по диплому.

Говорить тихо опасно – переспросить могут, кричать тоже не стоит – выглядит вызывающе. Замедленный тон вызывает скуку и теряет интерес к докладчику, а «танковый пулемет» наталкивает на дополнительные вопросы.

Спасением опять-таки является та самая «золотая середина», когда необходимо чувствовать настроение аудитории и уметь ее заинтересовать так, чтобы потом не переборщить с информацией.

Секрет третий: правильно составленный доклад

Давай посмотрим правде в глаза – пояснительная записка написана на сто с лишним листов, кто ее будет полностью читать? Понятно,  что преподаватели – тоже люди, а не машины, поэтому от такого наплыва информации у них может «голова закипеть».

Твой один диплом, а на потоке таких будущих специалистов человек 40-50 – вот и считай, есть ли смысл глубоко вникать в содержание каждого «дипломного проекта»? Скорее всего, – нет.

Вот этим моментом и стоит воспользоваться, а для успешной защиты заранее подготовить и выучить доклад по содержанию пояснительной записки.

Доклад должен быть сжатым, кратким, но при этом структурированным. Обязвтельно надо, чтоб доклад  отражал  все разделы дипломного проекта, включая практическую и теоретическую часть.

Чтобы не вызвать повышенный интерес к своей работе, при написании доклада требуется учитывать следующие рекомендации:

  1. В любом дипломе обязательно найдется слабое место, и о нем хорошо известно студенту, но также догадывается о его существовании и опытный преподаватель.

Задача студента: не заострять внимание педагога на этой части пояснительной записки, а значит – упустить в своем докладе либо просто описать двумя краткими предложениями «водного» содержания.

Преподаватель даже если обратит на это внимание и решится задать наводящий вопрос, то уже в конце доклада забудет его содержание.

  1. Сильные стороны своей работы важно подчеркнуть, причем уверенно и несколько раз. Это заставит педагога автоматически найти в пояснительной записке нужную страницу и лично убедиться в самоуверенном заявлении студента.

А там, как полагается, все идеально, и действительно, есть, чем похвастаться. Преподавателю придется про себя отметить, что все и вправду верно и грамотно.

  1. Очень важно обращать внимание на структуру доклада и последовательность изложения. Информация должна быть подана короткими предложениями, без лишней воды и своих рассуждений.

Желательно, если это будут голые факты, которые студент на защите  сможет подтвердить расчетами, приведенными и подробно описанными в пояснительной записке.

Здесь все просто: прежде чем идти с готовым докладом на защиту, его в обязательном порядке рекомендуется подкорректировать и проговорить с руководителем диплома, чтобы в итоге все было идеально.

  1. Готовый доклад нежелательно на защите читать с листа, лучше всего рассказывать его наизусть, демонстрируя свою подготовленность и уверенность в своих знаниях, силе, работе. Конечно, можно иногда подсматривать в доклад, как бы переводя дух, но делать это едва заметно и совсем ненавязчиво.

Для тех, кто по-прежнему теряется в собственных мыслях и жутко паникует в присутствии преподавателей, можно подготовить небольшой план, чтобы структурировать свои мысли.

  1. Внешнее оформление доклада также имеет значение, поэтому очень важно, чтобы оно было выполнено по всем стандартам и не вызывало интерес со стороны все той же проверяющей комиссии.

Дополнительно для солидности можно использовать твердую папку, но это опять-таки по желанию будущего специалиста.

Секрет четвертый: настрой себя на победу

Очень часто можно увидеть, как выходит студент на защиту, а вид у него такой, будто это не студент вовсе, а кролик, который видит перед собой сразу нескольких удавов.

И тут начинается стандартный набор: мороз по коже, першение в горле, дрожание нижней губы, сведение скул, щелканье пальцами и постоянное протирание лба платочком.

Студент, ты понимаешь, что все эти действия подсознательно превращают тебя в жертву; а преподаватели, соответственно, чувствуют себя королями положения?

Ситуация опасная: тут не то что дополнительных вопросов не избежать, тут будут «валить» по полной. И виноват в этом только студент, вернее его внешний вид.

Необходимо в корне менять свое восприятие преподавателей и ситуации. Конечно, никто не говорит открывать дверь ногой, но и себя занижать не стоит. Ты делал, готовился, старался, ночи не спал, зубрил и настраивался – так почему же сам себя загоняешь в угол?

У преподавателя складывается субъективное мнение: раз нервничает, значит, ничего не знает. Вот тут и начинаются вопросы, чтобы прощупать знания ответчика, хотя от них земля уходит из-под ног.

Уверенность в себе не вызывает таких тревожных и сомнительных ассоциаций у педагогов, а отвечающего хочется слушать вновь и вновь, не перебивать и ничего лишнего не спрашивать. На самом деле это то, что надо для успешной защиты дипломного проекта.

Секрет пятый: не ляпни лишнего

Неуверенность студента, как упоминалось выше, порождает новые вопросы. Если же ответы дипломника  витиеватые, отдаленные и не по теме, то за ними однозначно последуют новые вопросы, которые еще больше посадят студента «в лужу».
Именно поэтому рекомендуется найти примеры вопросов прошлых лет и тренироваться отвечать на них строго по теме.

Помни, желание продемонстрировать свою эрудицию также вызовет дополнительные вопросы, которые будут всю защиту, как удав, тянуться вереницей.

Отвечать рекомендуется сжато и кратко, даже если ответ не совсем правильный и корректный. Молчать плохо, но рассуждать о вечном – еще хуже. Опять-таки дело за «золотой серединой», которая точно спасет на защите и вытянет на нужную оценку.

Вывод: Защита диплома – это не приговор, это торжественное событие, ведь пройдет каких-то пару часов и вошедший в аудиторию выпускник выйдет из нее уже дипломированным молодым специалистом. А разве это не мечта?

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *