Close

Почему учиться вечером более эффективно, чем утром

Не секрет, что сон нужен нам не только для восстановления сил, но также и для переработки накопленной информации, чтобы закрепить полученные знания и уничтожить те, которые совсем не нужны. Поэтому заучивать вечером какую-то информацию намного эффективнее, чем делать это утром. Данный факт нашел подтверждение в большом количестве экспериментов, которые проводились самыми разными способами.

Так, учеными бы проведен поведенческий эксперимент, в котором принимало участие 207 испытуемых, каждый из которых сидел перед компьютером и старался запомнить слова, объединенные в пары, причем слова были как связанными по смыслу (например, «молоко-корова», «дождь-тучи» и т.д.), так и несвязанными («ножницы-гора», «компьютер-киви»). И чтобы проверить, как информация была отложена в голове, испытуемым показывали одно слово из пары, и просили, чтобы он напечатал второе слово. Обучение продолжалось до момента, пока испытуемые не запомнили хотя бы 24 слова из предложенных.

Половина испытуемых пришла на эксперимент в 9 утра, вторая половина — в 9 вечера. При опросе их через полчаса после того, как они запомнили по 24 слова, каких-то явных отличий не было выявлено.

Второе тестирование происходило через 12 часов после того, как испытуемые запомнили по 24 слова. Для второго тестирования испытуемых разделили на 4 группы, которые учили слова утром или вечером, поэтому тестирование оно проходили или в конце своего стандартного дня, наполненного разнообразными делами, встречами и т.д., или утром, только проснувшиеся. Выяснилось, что при таких условиях люди одинаково хорошо справляются с воспроизведением связанных слов — им показывали слово «молоко», они вспоминали «корова». Но вот если участникам достались слова, не связанные по смыслу, то им говорят «ножницы», а они должны ответить… Вы‐то помните, какое второе слово было в данной паре? Если нет, то идите спать, потому что те, кто поспал, справлялись с этим заданием так же хорошо, как и с воспроизведением связанных слов, и лучше, чем люди, которые в промежутке бодрствовали.

Таким образом, данный эксперимент еще раз доказал:

Если люди учат что‐то и вскоре ложатся спать, то это записывается им в долговременную память.

Если люди учат что‐то утром, то это перебивается всеми последующими дневными впечатлениями, и когда они наконец добрались до постели, закреплять там уже нечего.

Поэтому старайтесь выполнять задания, заучивать материалы, готовиться к лекциям именно вечером!