Close

Самообразование — что это?

Проблема самообразования была и будет актуальной в современном мире. В настоящее время в Российской Федерации в системе среднего и высшего профессионального образования кардинально меняется парадигма конечной цели обучения: от «специалиста-исполнителя» — к компетентному «профессионалу-исследователю». Именно поэтому сегодня основополагающее значение, по моему мнению, приобретают хорошо сформированные умения и навыки самостоятельной работы студентов.

Во время этой работы студент учится самостоятельно определять задачи своего профессионального и личностного развития, развивает способности к успешной самореализации в обществе. Идея самообразования выступает ключевой во многих современных психолого-педагогических концепциях. Исследователи указывают потребность в самообразовании у студентов в качестве главного критерия их готовности к профессиональному самоопределению и одновременно как необходимое условие ее достижения.

Во многих развитых странах, в России в том числе, четко обозначилась определенная тенденция — ориентация на учебу на протяжении всей жизни. Получение образования не ограничивается выдачей аттестата и диплома. Условия жизни и работы в современном мире меняются часто и иногда очень существенно, что требует от специалиста постоянного пополнения знаний. «Образование через всю жизнь» — это условие развития гармоничной личности, условие развития общества. Реализация этой идеи невозможна без самообразования.

Самообразование — сложное, многоаспектное понятие. В весьма упрощенном виде самообразование можно объяснить как процесс самостоятельного получения знаний и навыков.

Разные авторы дают свою трактовку. Так, некоторые авторы под самообразованием понимают «целенаправленную систематическую познавательную деятельность по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых образовательных и профессиональных знаний». Одновременно с этим существует и такое определение — «самообразование студента — добровольная деятельность, нацеленная на получение знаний в процессе самостоятельной работы без помощи преподавателя.

Некоторые авторы особо акцентируют внимание на том, что эта деятельность невозможна, если у студентов не сформированы первоначальный опыт познавательной деятельности, потребность к ней и эмоционально-волевые качества.

Также необходимо особо отметить, что самостоятельная работа является залогом получения качественного профессионального образования и продуктивного включения в профессиональную деятельность и социальную жизнь.

Таким образом, самообразование можно определить как процесс и результат, направленный на самореализацию, личностное самоопределение, профессиональное становление.